У детей и подростков в школьный период  наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко  в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников  должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном, за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов, а также дефициту микронутриентов. Поэтому одной из главных целей врача общей практики является пропаганда здорового образа жизни и питания среди детей.
      
В настоящее время в состоянии здоровья школьников преобладает увеличение удельного веса имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. К сожалению, в структуре заболеваний школьников стали чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, да и близорукость и сколиоз стали частыми спутниками наших детей. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний.
      
Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
      
Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме этого, регулярное питание, соблюдение режима питания- это прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Поэтому, при организации школьного питания лучше ориентироваться на принципы здорового питания.

Таблица 9

Примерный набор продуктов для детей школьного возраста, г в сутки

Продукт

 

Возраст, лет

7 — 10

11 – 13

14 — 17

 

 

юноши

девушки

Молоко

500

500

600

500

Творог

40

45

60

50

Сметана

15

15

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

Яйцо, шт

1

1

1

1

Хлеб:

 

 

 

 

Ржаной

70

100

150

100

Пшеничный

150

200

250

200

Крупы, макаронные изделия

45

50

60

50

Мука пшеничная

25

30

35

30

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло:

 

 

 

 

Сливочное

25

30

40

30

Растительное

10

15

20

15

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты:

 

 

 

 

свежие

150-300

150-500

150-500

150-500

сухие

15

20

25

20

       Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма. При составлении рациона питания для учащихся  необходимо правильно распределить продукты и калорийность блюд в течение суток: завтрак - 25%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, ужин - 25%, причем в первую половину дня лучше предлагать продукты, наиболее богатые белком, а на ужин, в основном, молочно-растительные блюда. Рацион питания детей должен быть максимально разнообразным, питательным, аппетитным. Одни и те же блюда не  должны повторяться в течение дня, а в течение недели - не более 2-3 раз.   Завтрак  для школьников должен быть обязательным, Желательно предлагать утром  горячее блюдо( творожная запеканка, молочная каша или мясное блюдо), содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий  для покрытия предстоящих расходов энергии. Обед должен состоять из первого горячего блюда, мясного или рыбного  блюда с гарниром, лучше из овощей. Нельзя забывать и о необходимости свежих  овощных салатов. На ужин детям лучше предлагать легкие молочно – растительные блюда, молочные или  овощные. (Примерное 3-дневное меню в см. в табл. 8).

 Таблица 10

Примерное 3-дневное меню для детей школьного возраста

1-й день

2-й день

3-й день

Завтрак

Яичница с колбасой

Салат капустный

Кофе с молоком

Хлеб с маслом

Свежие фрукты

Молочная каша

Тертая морковь

Кофе с молоком

Хлеб с маслом и сыром

Свежие фрукты

Ленивые вареники

Помидор или огурец

 Чай с молоком

Чай с молоком

Хлеб с маслом

Свежие фрукты

Второй завтрак (в школе)

Каша пшенная с тыквой

Салат морковно-яблочный

Молоко

Котлета с картофельным пюре

Свежий огурец с зеленым луком

Кефир

Рыбный рулет с тушеными овощами

Икра баклажанная с зеленым луком

Кефир

Обед

Тертая редька со сметаной

Куриный бульон с клецками

Курица с рисом

Свежие фрукты, отвар шиповника

Салат из свежей капусты

Суп молочный с вермишелью

Жареная рыба с овощным гарниром

Фруктовый сок

Сельдь с отварной свеклой

Щи кислые с бобами

Бефстроганов с гарниром (картофелем, макаронами, гречкой)

Компот

Ужин

Творожная запеканка

Тертая морковь

Молоко или кефир

Свежие фрукты

  Овощное рагу

Яйцо «в мешочек»

Молоко или кефир

Свежие фрукты

Молочная каша

Омлет с яблоками

Молоко или кефир

Свежие фрукты

       Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, дополнительных занятий. Можно рекомендовать следующие типовые режимы питания для школьников (см. табл. 9), обучающихся в первую и вторую смену. Режим питания поможет выработать у ребенка  здоровые привычки питания: есть регулярно, в строго определенные часы, не  большим по объему  порциями.

 Таблица 11

Типовые режимы питания школьников

Время обучения в школе (смена)

Часы приема пищи

Вид и место

Первая

7 ч 30 мин – 8 ч

11 – 12 ч

 

14 ч 30 мин – 15 ч 30 мин

 

 

 

19 ч— 19 ч 30 мин

Завтрак дома

Горячий завтрак в школе

Обед дома (или в школе – для учащихся групп или школ продленного дня)

 

 

Ужин дома

 

 

Вторая

8ч — 8 ч 30 мин

12 ч 30 мин — 13ч

 

16 ч – 16 ч 30 мин

 

19 ч 30 мин – 20 ч

Завтрак дома

Обед дома (перед уходом в школу)

Горячее питание в школе (полдник)

Ужин дома

 

Для детей, дополнительно занимающихся спортом, правильно подобранный рацион питания приобретает еще большее значение. Он должен содержать достаточное количество белка (из расчета 2,5 г на килограмм массы тела в зависимости от количества  и качества физических нагрузок). В среднем школьникам 10-13 лет количество белка можно до 120 г в сутки, подросткам 14-17 лет - до 140 г. Жировой компонент в рационе таких школьников увеличивать не рекомендуется,  исключение - занятия  зимними видами спорта. Большое значение имеет достаточное употребление растительных масел, содержащих  незаменимые жирные кислоты,  необходимые детскому организму. Их не стоит подвергать термической обработке, лучше употреблять, добавляя в овощные салаты.  В рационе спортсмена их количество должно составлять не менее 25% от общей суточной нормы жиров. Трудно усвояемые тугоплавкие  жиры (бараний, свиной, говяжий) лучше ограничить или исключить из рациона. При занятиях спортом большое значение имеют легко усваивающиеся углеводы, за счет которых необходимо восполнять интенсивные потери энергии. Но организм спортсмена нуждается  также в достаточном количестве  сложных углеводов (различные овощные блюда, крупяные гарниры и т.д.). Они должны составлять 65-75% от общего количества углеводов. Режим питания школьника-спортсмена отличается от режима обычных детей, частота приема пищи - 4-5 раз в день. Если тренировки проводятся утром, калорийность завтрака должна быть повышена до 35% от общей калорийности рациона, если занятия проводятся в вечерние часы, то повышается калорийность ужина. Однако богатую клетчаткой пищу во время ужина принимать не следует. Пищевой рацион спортсменов должен включать большой ассортимент фруктов и овощей, как  основной источник витаминов и микроэлементов. При составлении рациона нужно учитывать, что потребность  в витаминах при занятиях спортом возрастает в 1,5-2 раза.

 

При подготовке материалов была использована следующая литература:

1.    Ладодо К.С., Дружинина Л.В. «Продукты и блюда в детском питании». Росагропромиздат, 1991 г.
2.    Смоляр В.И. «Рациональное питание», Киев, 1991 г.
3.    Руководство «Детская спортивная медицина» под редакцией С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева - Руководство для врачей. Медицина-1991г.
4.    «Организация лечебного питания детей в стационарах.» Под ред. Баранова А.А., Ладодо К.С. М., «Эвита-Проф», 2001 г.